Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 22:34

МУДО Кадомский ДДТ

Меню сайта
.
.
.
.
Категории раздела
Разное [22]
Новости [55]
Категория с новостями о жизни МУДО Кадомский ДДТ
РДШ [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из опыта работы

      Описание опыта работы педагога дополнительного образования Никитиной Елены Михайловны по теме:

   «Использование  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников»

Цель опыта: показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей  в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Задачи: 

1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей;

2.  Пропаганда здорового образа жизни;

3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

4.     Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.


    Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. В данном случае я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - занятие, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также во внеурочной работе.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика показывает: судя по статистике, лишь малая часть детей относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому педагогу, необходимо учитывать, что присутствующий на занятии  ребенок, как правило, не здоров. Работая в системе образования 15 лет,  я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

Описание системы методов работы. Изучив эти серьезные проблемы, я предположила некоторые причины детских  болезней: недостаточная освещенность класса; плохой воздух  помещений; неправильная форма и величина школьных столов; несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями; а так же поставила цели и задачи для их преодоления. Прежде всего, я рассматриваю  концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.   Однако необходимо подчеркнуть, что добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье детей оказывают и многие другие факторы. Интенсификация обучения; Снижение двигательной активности; Увеличение простудных заболеваний и пропусков занятий по болезни; Нарушение зрения, осанки; Ухудшение нервно – психического здоровья. Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы педагога на занятии, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы  – это рациональная организация занятия. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние ребенка в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю  психологический климат на занятии, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением воспитанниками правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение занятия. Физкультминутки я провожу зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, упражнения на ковре, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, психогимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство детей  начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в помещении при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение педагогу, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать педагог на занятии, чтобы сохранить психическое здоровье воспитанников.

Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества занятия. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой. Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности. Достигается через – учет особенностей детей (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на занятии; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения детей; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести оценку этих направлений: Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику детей и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Для реализации здоровьесберегающих технологий мною были выбраны следующие педагогические методы, приемы и формы обучения.

Это: 1.Комфортное начало и окончание занятия, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Это метод помогает детям усвоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т.д.; б) умение настроить на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;

2.Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать.

3.Каждый здоровьесберегающий урок должен включать работу с телом, душой и разумом детей.

4.Личный пример педагога. (Благодаря позитивному примеру педагога дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков).

5.Организация саморефлексии. Каждый раз занятие заканчивается рефлексией, дети фиксируют на специальном листе «настроение» состояние детей. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на занятии, что им помогло и что помогут использовать впоследствии в жизни.

6.Игровые методы психокоррекции - это игры на всех этапах занятия, когда выполнена учебная программа, а именно игры на: -развитие внимания (активного, произвольного); -развитие памяти и восприятия, наблюдательности; -развития мышления и речи. Свой опыт работы представляю методическими материалами: -методическая разработка «Азбука здоровья»; - методическая разработка «Вредные привычки и твой организм»; -методическая разработка «Путь к здоровью»; -методическая разработка «Велосипед не только средство передвижения, но и средство здорового образа жизни»; -методическая разработка «Город здоровья ждет нас»; -методическая разработка «Растем здоровыми»; -методическая разработка «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; -методическая разработка «Уроки этикета для малышей»; -разработка рабочего занятия «Разговор начистоту про здоровье и чистоту»; -игра-путешествие «Прописка в городе «Здоровья»; -разработка рабочего занятия «Вода и мыло»; - электронный учебник «Хочу все знать»; -презентации  «Я расту здоровым»; «Безопасность пешехода», «Скажи сигарете нет!», «Здоровый образ жизни»; -музыкальные физминутки;

Заключение. Изложенная выше информация показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает  детей к работе по укреплению их здоровья. Педагогам, освоившим эту технологию, становится  интереснее работать, поскольку происходит раскрепощение педагога, открывается простор для его педагогического творчества. Внедряя в свой опыт работы различные направления, формы, методы, я  опиралась на следующие библиографические источники:

1.     Абаскалова Н.П., Иглина Н.Т. Я учусь, расту и развиваюсь здоровым! Дневник наблюдений для 1-4 классов. Новосибирск, 2000.2.     Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. М., Наука, 2002 г.. 3.     Баль Л.В., Ветров В.В. Букварь здоровья: учебное пособие для младшего школьного возраста. М.: Сфера, 2000. 4.     Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: Вако, 2004. 5.     Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987. 6.     Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления. М., 1999. 7.     Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. М., 1995. 8.     Ирхин В.Н. Здоровое будущее. Тамбов: Компьютерный центр, 2001. 9.     Лазарев м.Л. Здравствуй: Программа формирования здоровья детей. М., 1997. 10.           Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: учебное пособие по валеологии для начальной школы. СПб, 1998. 11.           Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979. 12.Феоклистова «Образовательные здорвьесберегающие технологии», Волгоград: Учитель, 2009 г.                  

Независимая оценка
Онлайн-анкета
Результаты анкеты
Кадомский ДДТ
Федеральный проект
.
Запись детей
.
.
МЫ ВКОНТАКТЕ
Поиск
Архив записей
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz